Важные технические характеристики велошин: компаунд, корд и протектор
Шины — один из ключевых элементов велосипеда, напрямую влияющий на его управление, сцепление с дорогой и комфорт во время поездки. Комплексное понимание таких параметров, как компаунд, корд и протектор, помогает сделать осознанный выбор покрышек для любого стиля езды.
Материалы велопокрышек
Современные велопокрышки изготавливаются из двух основных материалов:
- Резина — более традиционный, но устаревающий материал.
- Компаунд — смесь каучука (натурального или синтетического) и различных добавок, таких как сажа, кремний, масла и антистарители.
Компаунд делает шины не просто прочными, но и долговечными, способными сохранять свои свойства при сложных условиях эксплуатации. Натуральный или синтетический каучук составляет от 40% до 60% состава, остальное — добавки, которые играют роль наполнителей и смягчителей. Это химия на службе надёжности. Велошины из компаунда дешевле в производстве и при этом не уступают по эксплуатационным характеристикам.
Преимущества компаунда
Преимущество компаунда — в его способности адаптироваться к разным условиям. При добавлении компонентов можно регулировать мягкость и жесткость покрышки, что напрямую влияет на сцепление и долговечность. Чем мягче компаунд, тем лучше сцепление, но выше износ. Например, для даунхилла нужны мягкие смеси, а для городских велосипедов — жёсткие, которые обеспечивают накат и износостойкость.
- Мягкие компаунды — оптимальны для езды по пересеченной местости и экстремальной езды.
- Жесткие компаунды — применяются в городских и туристических велосипедах.
Жесткость измеряется дюрометром, и этот показатель важен при выборе шин для определённых условий.
Корд: основа прочности и гибкости
Корд представляет собой каркас велопокрышки, который может быть изготовлен из стальных или кевларовых нитей. Стальной корд делает шины более жёсткими и прочными, но добавляет вес и снижает гибкость.Кевларовый корд, напротив, делает шины на велосипед легкими и гибкими. Это особенно важно для фолдинговых моделей, которые легко транспортировать. Кроме того, такие шины обеспечивают лучшее поглощение вибраций на неровных поверхностях, что делает их популярными среди туристов и спортсменов. Стальной корд встречается чаще в городских моделях и недорогих MTB, тогда как кевлар — в спортивных байках.
Показатель TPI (Threads Per Inch) — это плотность нитей в корде. Высокий TPI (90-150) повышает жёсткость и износостойкость покрышек, в то время как низкий TPI (30-60) делает их более мягкими и гибкими.
Типы велопокрышек по рисунку протектора
Разнообразие рисунков протектора позволяет велосипедистам выбирать шины под конкретные условия эксплуатации:
- Слики — идеальны для асфальта, минимизируют сопротивление качению. Идеальны для шоссейников.
- Полуслики — универсальны, подойдут и для асфальта, и для грунтовки.
- Городские — более жесткие шины с защитой от проколов, идеальные для длительных поездок по городу.
- Внедорожные покрышки — предназначена для езды по пересеченной местности, грязи и снегу, но на асфальте может создавать шум и увеличивать сопротивление. Используются в основном на горных велосипедах.
- Агрессивные покрышки — для экстремального катания на MTB байках. Нужны для сложных трасс в спортивных дисциплинах типа даунхилл или эндуро.
Особенные типы покрышек
Кроме традиционных шин, существуют и специализированные модели:
- Бескамерные покрышки — антипрокольные, часто используются в спорте, но требуют специальных ободов и герметика.
- Шипованные шины — для зимних условий, сцепление на льду.
- Сплошные покрышки — малораспространенные шины, которые практически не пробиваются. Сложны в установке и замене.
Диаметр и ширина покрышек
Диаметр колес напрямую влияет на накат и маневренность:
- Велосипеды для взрослых чаще всего имеют колеса диаметром 26, 27,5, 28 и 29 дюймов.
- Шоссейные и гравийные велосипеды обычно используют колеса 28 дюймов (700с).
Ширина покрышки определяет ее поведение на дороге. Узкие шины быстрее, но хуже справляются с неровностями. Широкие наоборот, лучше сглаживают неровности, но добавляют вес и снижают скорость.
Уход за велопокрышками
Чтобы велошины служили долго, необходимо учитывать условия их хранения. Избегайте воздействия солнечных лучей и высоких температур, а также резких перепадов влажности. Хранение велосипеда в сухом помещении при температуре не ниже +5 градусов поможет продлить срок службы шин.
- Избегайте контакта с солью и реагентами.
- Регулярно проверяйте износ протектора.
Заключение
Велошины — это не просто расходный материал, а важная часть велосипеда, определяющая его поведение на дороге. Знание технических характеристик позволит выбрать колеса, соответствующие условиям эксплуатации и обеспечивающие максимальный комфорт и безопасность.